Ученики – все село

… так с полным на то правом говорит учитель математики Палимовской средней школы Любовь Максимовна Лагутина. Ведь за пятьдесят три года своей работы в этом учебном заведении она выучила и выпустила во взрослую жизнь почти что каждого жителя этого немаленького, в общем-то, села.

— У меня сегодня учатся уже внуки тех, кто сидел за партами в том далеком теперь уж 1969 году, когда я по распределению после Оренбургского педагогического института приехала в незнакомую мне Палимовку, — говорит Любовь Максимовна. – Кстати, диплома как такового у меня не было — только справка, потому что незадолго до экзаменов я очень тяжело заболела. Для «девятилетки», какой  в то время была школа, это было нормально, а вот когда стала школа средней, мне вновь пришлось поступать в институт и учиться  уже заочно.

 Сегодня Любовь Максимовна с ностальгией вспоминает то время. –Знаете, все было как-то проще, душевнее что- ли , -утверждает  она. – Слово учителя было законом и для учеников, и для их родителей. Цель-то для учителя и сегодня осталась прежней: научить, дать ребятам прочные знания. А вот воспитательная задача ушла на второй план. Я помню, как много времени раньше учителя уделяли именно воспитанию патриотизма, любви к Родине, учили уважать старших, помогать слабым. Время злых девяностых обесценили эти устремления на долгие годы. И так отрадно, что сегодня все потихоньку возвращается. Например, каждый понедельник у нас в школе проходит «Разговор о важном». Накануне Дня победы мои семиклассники рассказывали  о своих родных —  участниках Великой Отечественной войны, говорили о подвиге советских солдат. Уверена, что такие мероприятия делают детей добрее, а души их- чище.

 Хотя, по словам Любови Лагутиной, утверждения о то, что нынешнее поколение вроде бы как гораздо хуже предыдущих, несправедливы.

— Дети у нас хорошие, — утверждает она.- Просто некоторые из них, так сказать, недолюбленные. Родители порой сводят воспитание к крику да наказаниям. Как-то один священник очень своеобразно ответил на вопрос своей прихожанки о том, можно ли физически наказывать свое дитя. «Можно, но любя!». Я стараюсь в учебном процессе сочетать строгость с разумной добротой. Не всегда, признаюсь, даже мне, педагогу с большим стажем работы, это удается. Однажды я ученику, который буквально вымотал мне нервы на уроке, дала подзатыльник. После урока предложила этому пацану пойти к директору и рассказать тому про мой подзатыльник.  «Я – не шестерка», — хмуро пробурчал мальчишка и идти куда – либо отказался. И именно он после выпускного преподнес мне букет цветов и коробку конфет. «За что?» _ спросила я . Тот только заулыбался, понял, видно, что право на подзатыльник я тогда имела полное…

   В 2020 году Любовь Максимовна выпустила очередной свой класс.

 – Меня дети из этого выпуска очень порадовали. Все шесть учеников, сдававших математику, получили «пятерки» и хорошие баллы, причем как специально, по возрастающей: 68,70,72, 74, 76 и 78 баллов, —  рассказывает Лагутина. – Все шестеро впоследствии поступили в высшие учебные заведения, а двое из этих ребят – Даниил Шаршелин и Гармаш Наташа —  выбрали профессию учителя математики. Приятно, что они пополнят ряды педагогов, тем более, что не так уж охотно ныне идет в ту профессию молодежь. За примером ходить далеко не нужно: внучка моя Катюша, вскоре заканчивающая пединститут, уже сегодня напрочь отказывается от перспективы стать школьным учителем и надеется реализовать свои знания в другой отрасли.

— Вообще, я считаю, что всем ученикам нужны только базовые знания математики, ну, за исключением тех, кому она будет нужна для дальнейшей учебы в институте,- высказывает, может быть, крамольную где-то мысль учитель Лагутина. – Мальчишкам то азы математики пригодятся обязательно: дом будут когда – нибудь строить — нужны расчеты материалов, площадей, спланировать высоту необходимо, размер крыши и так далее. У девочек потребность в математике еще меньше. У них другие заботы. И уже сейчас девчонки порой советуются со мной, их классным руководителем, по поводу выбора одежды или узнают возможность уже в 7 классе использовать косметику…

 Не секрет, что сегодня многие педагоги активно используют такую форму донесения до учеников знаний как репетиторство.

— Никогда не применяла его в своей практике, – утверждает Любовь Максимовна Лагутина. – Всем своим ученикам я постоянно твержу: не понял, что –либо, приходи в школу пораньше или после уроков оставайся – я всегда помогу, подскажу, растолкую. И никакой платы не нужно…

  Лучшая для нее награда — благодарная память о ее уроках, и не только по предмету —  о жизненных уроках.

— На юбилей дети приготовили мне очень оригинальный подарок: на большой лист ватмана поместили свои фотографии с пожеланиями в мой адрес,-улыбается  с точеной фигуркой, очень подвижная, несмотря на годы, Любовь Максимовна. – Кто -то пожелал мне здоровья, кто – то дожить до ста лет. Но самым неожиданным и приятным ( и откуда только узнали о моем увлечении в молодые годы!) было  пожелание вновь сесть  за руль мотоцикла и гонять по просторам родного края. А что? Я смогу!

Ученики – все село