Под лабораторным контролем

Под лабораторным контролем

Сезон основных строительных и ремонтных работ у специалистов дорожной службы завершён, но это совсем не означает, что предприятие остановило свою работу. Каждое подразделение Бузулукского дорожного управления ГУП «Оренбургремдорстрой» в зимний период решает свои задачи. Так, специалисты лаборатории среди прочего готовят оборудование к плановой метрологической поверке.

Елена Сосунова с пробами дорожного покрытия.
Разница обычной смеси и SUPERPAVE видна даже на фото.

Именно после завершения строительного сезона планируется метрологическая поверка всех приборов и оборудования, задействованного в производственном процессе Бузулукского дорожного управления. И это не только лабораторное измерительное оборудование, поверку проходит ещё и заводское оборудование, в том числе различные датчики и весы, а также геодезические инструменты (нивелиры, теодолиты, рейки…), которое применяется при строительстве дорог. Точности всего дорожники привыкли уделять серьёзное внимание.
Что такое хорошая дорога? Это качественные материалы, досконально точное соблюдение технологического процесса при её строительстве и профессиональное обслуживание при постоянной эксплуатации. Но если простой автомобилист при оценке всего этого полагается на свои ощущения и впечатления, то дорожник – на конкретные показатели качества.
– Качество у нас находится под постоянным контролем, – говорит заместитель начальника Бузулукского дорожного управления по производству Сергей Старков. – Для этого у нас есть всё необходимое и, прежде всего, это наша сертифицированная лаборатория, которая имеет обученных специалистов и полный комплекс современного оборудования.

Лаборанты Яна Каделенко и Анна Борисова
проверяют зерновой состав щебня.


Лаборатория – часть единого предприятия: её специалисты не меньше других заинтересованы в качестве выполненной работы. И оборудования у них – масса. Здесь весы, прессы, смесители, целая коллекция различных сит для определения размера фракции, муфельная печь для выжигания асфальто-бетонной смеси, что в результате показывает её зерновой состав.
Интересно, что оснащение лаборатории позволяет в малых объёмах осуществить весь технологический процесс асфальто-бетонного завода, что даёт возможность не только обеспечивать контроль, но и при необходимости уточнять рецептуру и доводить её до идеала.
Смеси подбираются под конкретный заказ, под конкретную дорогу, конкретное покрытие: плотные и пористые, мелко- и крупнозернистые, ЩМА и SUPERPAVE. В этом году у нас 12 составов, которые учитывают и климатические условия эксплуатации, её режим, в том числе и скоростной, грузопоток.
– Время от времени вводятся новые нормативы, совершенствуются ГОСТы, меняются ТУ. Всё это требует постоянного совершенствования, постоянной модернизации, – поясняет инженер по качеству Елена Сосунова. – В лаборатории я работаю 11 лет, и за эти годы серьёзно изменилась её оснащённость. Практически ежегодно у нас появляется что-то новое, более современное. Так, например, в этом году мы прошли обучение по работе с новой смесью SUPERPAVE и теперь ждём поступления в нашу лабораторию комплекта оборудования именно для неё.
Основная зона ответственности лаборатории и её специалистов – это качество. Прежде всего, это качество асфальто-бетонной смеси. Она должна соответствовать ГОСТу, а также составу, утверждённому заказчиком. Именно поэтому специалисты лаборатории сначала тщательно проверяют поступающий на предприятие материал (битум, щебень, песок, гравий…).Всё, что поступает на предприятие для строительства и ремонта дорог, сначала проходит проверку в лаборатории. Если выявляется какое-либо несоответствие, то на основании лабораторного заключения бывали и случаи возврата материалов.
Асфальто-бетонная смесь – это только одна составляющая общего показателя качества работы дорожников. Следующая – это доскональное соблюдение технологического процесса не только её изготовления, но и использования при ремонте или строительстве дорог. Здесь тоже практически каждой операции сопутствует неоднократный отбор и анализ лабораторных проб. Проверяется зерновой состав, плотность, пористость, водонасыщение…
– У нас действует трёхуровневый контроль, – уточняет Елена Анатольевна. – Сначала отобранные пробы проходят проверку здесь, в лаборатории Бузулукского дорожного управления, после чего её протоколы вместе с пробами отправляются в центральную лабораторию головного предприятия – ГУП «Оренбургремдорстрой», а затем предоставляются заказчику – тому же Главному управлению дорожного хозяйства Оренбургской области.
Важно отметить, что это не та химическая лаборатория, где лаборанты в белых халатах с пробирками, колбами и спиртовками. Эта лаборатория – физико-механическая. Работать здесь тяжелее не столько в переносном, сколько в прямом смысле. Посудите сами: ежегодно на предприятие поступает более 150 тыс. тонн щебня и других инертных материалов, которые требуют постоянного контроля, для чего необходимо также постоянно отбирать пробы. А это, я вам скажу, не 100 граммов набрать в пробирку, а принести из железнодорожного тупика ведро того же щебня. Да не одно… Вот и выходит, что три работающие в лаборатории дамы, далеко не могучего телосложения, практически ежедневно перелопачивают, пересевают, перебирают не килограммы, а тонны нелёгкого материала. Да и передвигаться приходится не только по территории предприятия, но и по объектам. Так что всё вместе – это тот ещё фитнес.
Кстати, о качестве своей работы специалисты лаборатории судят не только «по приборам». Так, не один год ездит за рулём лаборант Анна Борисова. Она может, не выходя из машины, по звуку шин, их сцеплению с поверхностью и вибрации сказать, по технологии сделано дорожное покрытие или нет.
– Едешь по городу и ощущаешь, где мы делали, а где нет, – с улыбкой говорит она. – Из того, по чему приходилось самой ездить, делаю вывод, что лучшее дорожное покрытие – это ЩМА. Так как оно пористое и более жёсткое, то и сцепление шин с дорожным покрытием лучше, что ощутимо сокращает тормозной путь, а это значит, что оно безопаснее других видов покрытия, да и износостойкость у него выше.
– Вообще, работа у нас интересная и, самое важное, нужная, – отмечает лаборант Яна Каделенко. – Наглядно видно, что мы контролируем качество покрытия дороги, и именно от нас зависит общий результат. Без нашего заключения предприятие не сдаст ни одну дорогу, какой бы «золотой» она ни была.
Анатолий Панфилов, фото автора