Резная сказка Бузулукского района

Резная сказка   Бузулукского района


– Смотрите, Матронушка прям улыбается, – говорили прихожане хра­ма во имя архистратига Михаила, крестясь на икону святой матушки, золотыми руками жителя села Палимовки Алексея Стрельникова наряженную в резной киот.


Сегодня Алексей Петрович уже и не помнит, сколько киотов, алтарных иконостасов, престолов, скамеек, столиков и прочих различных предметов вырезал он для храмов Бузулука, Бузулукского и соседних районов.
– Работать с деревом я полюбил ещё с детства, – говорит он. – Отец плотничал понемногу, я присматривался. А потом – это было в Ташкенте, где родители одно время жили – я поступил в ГПТУ, где учили на краснодеревщиков, и впоследствии окончил его с красным дипломом. Но всю жизнь проработал водителем. Если и делал что-то из дерева, то только для себя…
Но ведь добрая слава далеко бежит. Изготовил как-то Алексей Петрович большой, дабы за ним поместилась вся семья и даже гости, стол – он и сейчас стоит в столовой дома Стрельниковых. Чудо, а не стол: с резными основательными ножками, вкруг столешницы вьётся деревянное кружево. И – все: посыпались один за другим заказы. А потом приехали к мастеру из храма Николая Мир Ликийского с просьбой изготовить уже раздвижной стол. Сделал, причём не взял за свой труд ни копейки: глубоко верующий человек, он только попросил помолиться за его здоровье. Так и повелось с тех далёких теперь уже лет: возникает в храмах необходимость в том или ином деле, просят о том Стрельникова. И не только потому, что мало сейчас деревянных дел мастеров. Алексей Петрович очень вдумчиво, основательно подходит к процессу резки. Каждое его изделие непременно соответствует церковным канонам, оно индивидуально, строго и при этом очень красиво. Резчик не поленился в своё время выйти на сайт фабрики из подмосковного Софрино, выпускающей как раз много чего для храмов и монастырей, и «подсмотрел» эскизы резных украшений и элементов оформления. Работать мастер предпочитает с липой: самое, по его мнению, послушное, тёплое и долговечное сырьё. А чтоб деревянная церковная утварь, киоты и оклады для икон сияли и светились золотистым цветом, Алексей Петрович покрывает свои изделия только яхтовым лаком.
Все это, а уж инструменты тем более, нынче дорого, очень дорого стоят. И если раньше Стрельников старался вообще не брать деньги за свой нелегкий труд, то сегодня хотя бы на минимальную оплату соглашается. И сокрушается, что с каждым днем ему становится все труднее и труднее удерживать в руках инструменты, ворочать тяжелое дерево. Мастеру обидно, что некому, в общем-то, передать свое мастерство и что может со временем в Бузулуке насовсем исчезнуть мастерство по имени «резная сказка».
Любовь Славгородских