Есть профессии, которые даются свыше только людям избранным. Учитель начальных классов как раз из их числа. Можно исправить кособокий стул, заново сварить суп, даже огрехи в строительстве дома поправить можно. Но если учитель не научит своих маленьких учеников упорно трудиться, не пасовать перед трудностями, несмотря ни на что добиваться результатов, стремиться к знаниям – все это «аукнется» в их жизни самым негативным образом. И вряд ли потом эту ситуацию можно изменить…
Душа ребенка – чистый лист
— Я и выбрала профессию учителя начальных классов именно потому, что каждый маленький человек — он как чистый лист бумаги, и только от тебя зависит, что там со временем появится, — говорит учитель школы №6 Татьяна Татарова. – Но это я поняла гораздо позже, когда уже получила профессию и стала работать в школе. А в детстве своем просто мечтала о том времени, как я встану у школьной доски и буду учить детей. Сначала хотела стать учителем математики, потом – русского языка. В итоге — победило то, чем я вот уже 36 лет занимаюсь: первые неуверенные детские каракули, первые цифры, первые предложения – все это мое. Особое удовлетворение испытываешь, когда осознаешь, что ты можешь создать в классе свой мир, свою психологическую атмосферу и каждый день видишь результаты своего труда. Работать с детишками очень интересно и очень ответственно. Дети в начальной школе, как правило, очень ранимы, они приходят в другой мир, и им порой так страшно. Некоторые плачут, отказываются идти на занятия, да даже заболевают. И так важно, чтобы малыши почувствовали, что все неудачи – а они обязательно на первых порах будут – преодолимы. И поэтому нельзя скупиться на похвалы, на добрые слова, да даже на поглаживания по головке. Похвалишь за хорошо написанную букву – и у ребенка обязательно в душе проклюнется крохотный росточек гордости, и он будет стараться еще больше. И на ошибку можно указать так, что ученик не огорчится, а будет всеми силами ее и исправить, и потом не повторить.
— Ученики педагога высшей категории Татьяны Николаевны Татаровой, как правило, высокомотивированные, они демонстрируют достойные результаты успеваемости, а позже, в старших классах, многие получившие начальное образование у Татаровой, становятся медалистами или «высокобальниками»,- констатирует директор школы № 6 Надежда Николаевна Долгих. – Успешная педагогическая работа учителя Татаровой оценена по достоинству: в 2008 году она стала «Лучшим учителем года России» и получила президентский грант. Являясь руководителем методического объединения учителей начальных классов нашего города, своими опытом и знаниями Татьяна Николаевна щедро делится с другими педагогами, она – эксперт аттестационной комиссии и член жюри многих конкурсов профессионального педагогического мастерства.
Моя вторая семья
… так говорит о своих учениках Татьяна Николаевна Татарова.
– Я со своими учениками и их родителями постоянно на связи, — рассказывает она. – Родители – они, как правило, молодые, современные, очень энергичные и, что называется, легкие на подъем – это моя опора и помощь в каждом начинании, в каждой задумке. Они всегда с большой охотой поддерживают все идеи, которые направлены на то, чтобы дети их всесторонне развивались, интересно и с пользой проводили внешкольное время. Культурный потенциал нашего города мы используем на все «сто». Посещения музея, выставок, концертов, библиотек, экскурсии, поездки на природу, куда нас доставляют родители – автомобилисты, каток, бассейн – дети и их родители всегда в полном восторге от таких совместных мероприятий. И помнят об этом еще долгие – годы.
— Меня радует, что мои бывшие ученики не забывают меня, хотя давным – давно «ушли со школьного двора» и состоялись как профессионалы, — признается Татьяна Татарова. – Особенно приятно, что некоторые выбрали профессию педагога. Сейчас вот заканчивает учебу в местном педучилище Паша Долгушин, в другом городе учит детей Марина Сотникова. Я – человек эмоциональный и не могла сдержать слез, когда в один из предновогодних дней меня с урока вызвал папа моей бывшей ученицы Асалой. Девочка стала врачом, и у нее, оказывается, в одной из среднеазиатских республик должна состояться свадьба. Невеста очень хотела, чтобы я обязательно присутствовала на торжестве. У папы в руках были для меня билеты на самолет. Бесконечно расстроенный отказом, он просил меня хотя бы записать видеопоздравление для Асалой…
Эстафета учительства
Татьяна Николаевна всегда готова взять под свое «крыло» новоиспеченных педагогов. Потому что знает, насколько важны и необходимы им на первых порах советы и даже практическая помощь более опытных коллег.
— Сегодня уж и не счесть, сколько студентов Бузулукского педучилища проходили у меня практику, — улыбается Татарова – А потом пополняли ряды бузулукских учителей. Сейчас вот учителем начальных классов в нашей школе работает моя подопечная Ирина Прибыткова. Думаю, что мои подсказки и рекомендации для молодого педагога совсем не лишние. И главное, что я всегда пытаюсь рассмотреть в учительской молодежи -– так это отсутствие равнодушия к детям и к профессии. Со временем придут опыт и знания, но если в человеке нет горячего желания учить, нет любви к детям – профессия учителя однозначно не для него…
Так же как все
Так же как все женщины, Татьяна Татарова при фантастической занятости и фанатичной преданности профессии, успевает быть хлебосольной, умелой и приветливой хозяйкой, которая любит принимать гостей, заботливой женой, муж которой Владимир Семенович – преподаватель строительного колледжа тоже не понаслышке знает трудности и радости педагогического труда. А еще – самой счастливой на свете мамой двоих замечательных детей: дочери Екатерины, получившую престижную специальность в Высшей школе экономики в Санкт — Петербурге , и сына Ильи ,заканчивающего магистратуру в Горном университете Санкт – Петербурга.
— Еще я очень люблю петь ,- отчего –то смущенно признается Татьяна Николаевна. – И читать люблю, особенно классику. И в саду – огороде возиться – это мне тоже очень нравится. И так жалко, что в сутках только 24 часа…