Сегодня Яблочный спас - Преображение Господне

Сегодня Яблочный спас - Преображение Господне

Напоминаем читателям, что продолжается Успенский пост, а также говорим о его традициях.

— Праздник Успения Пресвятой Богородицы в православии отмечают 28 августа, —  отметил иерей Анатолий МАРЧЕНКОВ. – Ему предшествует один из четырех многодневных постов в году (еще есть ВеликийПетров и Рождественский), он длится две недели. Даты всегда неизменны — с 14 по 27 августа.

Церковь напоминает верующим о дне кончины Марии, матери Иисуса Христа. Важно понимать, что в данном случае празднуется, конечно, не само событие смерти, а момент перехода от земной жизни к жизни вечной, небесной. Считается, что Богородица своими молитвами ходатайствует перед Богом за людей.

Первые упоминания об Успенском посте известны ещё с V века, а значит, соблюдали его уже с древних времен христианства. На Константинопольском Соборе 1166-го года были окончательно установлены его даты и сроки.

Что же касается самого поста, то он в православной церкви является одним из самых строгих, таким же, как и Великий, что перед Пасхой. Постящимся предписано отказаться от мясных и молочных продуктов, яиц. Рыбу можно только в день Преображения Господня 19 августа. При этом важно помнить, что пост — не диета, и ограничения в пище при его соблюдении отнюдь не главное. Гораздо важнее провести эти дни в молитве и праведных мыслях, без гнева на близких и дурных поступков. Желательно на время ограничить себя в развлечениях.

Меня часто спрашивают, можно ли в Успенский пост играть свадьбу.Вопрос  понятен – и обилие продуктов видим, и погода благоприятствует празднику. Но важно понимать: свадьба для церкви невозможна без венчания, а в посты это таинство не совершается. Кроме того, вспомним и о том, что верующие стараются не устраивать в это время шумные праздники с щедрыми застольями и развлечениями. Поэтому, может быть стоит дождаться сентября и уже тогда сыграть свадьбу?

Даты

Август — время Спасов

Последний месяц лет Ав­густ бо­гат событиями церковного календаря. Самые известные — «Спа­сы» — медовый, яблочный, ореховый.

— Но дело в том, что в цер­ков­ном ка­лен­да­ре та­ких на­званий нет! – улыбется отец Анатолий МАРЧЕНКОВ. — Пер­вый Спас (1/14 ав­гу­ста) име­ну­ет­ся в на­ро­де «ме­до­вым», вто­рой (6/19 ав­гу­ста) – «яб­лоч­ным», тре­тий (16/29 ав­гу­ста) – «оре­хо­вым», «хлеб­ным». Сла­вян­ское сло­во «Спас» (Спа­си­тель) – од­но из

бо­го­слов­ских имен Иису­са Хри­ста, Ко­то­ро­му по­свя­ще­ны и мно­гие дру­гие празд­ни­ки. Итак, давайте разберёмся по порядку.

Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий, почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утренней службе выносится Крест, все верующие могут ему поклониться.

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освящённую воду в надежде сохранить здоровье или исцелиться.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 года Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».Так почему Спас стал ещё и Медовым? К этому времени готов мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм. И ещё говорили – пришёл Медовый Спас – готовься лето провожать…

Яблочный спас — Преображение Господне —двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа.

Об этом событии повествуется сразу в трёх синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним. В какой-то момент апостолов осенило светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века — времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события. Понятно, почему этот день в народе  сталЯблочным Спасом  по традиции 19 августа освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где тогда виноград не вызревал его заменили на яблоки. В нашем климате есть и виноград, и другие дары лета, верующие приносят их в храм для освящения.

Поговорим и про Ореховый (Хлебный, Холщовый) Спас, который отмечается ежегодно 29 августа. Если начать с народных традиций, то издавна было принято начинать сбор лесных орехов, продавать тканые холсты. А накануне — выпекать хлеб, пироги и булки из муки нового урожая, чтобы с утра пораньше освятить свежую выпечку в церкви. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. После третьего Спаса улетают последние ласточки – до нового лета. «Официально» — для Церкви — это событие имеет сложное и длинное название: «Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа».  Мы вспоминаем событие 944-го года. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражён по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии, император, не видя Спасителя, уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца,который пришёл в Иерусалим и увидел Господа, окружённого народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, и, встав на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но и это ему никак не удавалось. Тогда Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором обещал прислать ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце), умыл лицо, отёр его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. С благоговением принял правитель святыню и получил исцеление; апостол от 70-ти святой Фаддей  крестил и Авгаря и всех жителей Едессы. 

Вот так события, описанные в Евангелиях, переплелись с народными традициями. Это ярко отражено и в праздновании Спасов.