Что волнует собственников?

Что волнует собственников?

Ответ на данный вопрос знают в федеральном центре «ЖКХ-Контроль». Его специалисты формируют рейтинг обращений граждан в общественные приёмные, расположенные в регионах. Есть проблемы, характерные для ряда территорий, в том числе – для Оренбуржья. С подробностями – эксперт регионального центра «ЖКХ-Контроль» Надежда МАЛЕНКОВА.

– Только за третий квартал текущего года в федеральный и региональные центры «ЖКХ-Контроль» поступило 7 878 обращений граждан, не получивших возможности разрешить проблемы путём обращения к исполнителю услуг, в контрольно-надзорные органы или иные общественные организации, – уточнила Надежда Валерьевна. – Их мониторинг осуществляется с 2014‑го года, на основе анализа данных и составлен рейтинг.
К сожалению, на протяжении ряда лет бессменным лидером остаётся такая проблема, как «Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД» (за третий квартал –14,5% от общего количества обращений). На втором месте – «Начисление платы за ЖКУ» (12,8%). На третьем – «Управление МКД» (11,4%).
Также в топ-10 тем обращений входят «Капитальный ремонт», «Качество коммунальных услуг», «Благоустройство придомовой территории», «Общие собрания собственников», «Обращений с ТКО», «Общее имущество (состав, возврат, распоряжение)».
Традиционно тематика подавляющего числа обращений касается состояния многоквартирных домов и качества услуг по их содержанию и ремонту.
В летне-осенний период 2021‑го года произошло увеличение количества обращений по вопросам, связанным с качеством услуг по содержанию общего имущества. Подобная тенденция весьма характерна для данного периода времени и связана она, в первую очередь, с подготовкой к отопительному периоду. Граждане обоснованно ожидают улучшений, направленных на разрешение проблем, выявленных в доме в течение прошедшей зимы.
Безусловно, злободневной темой остаётся тема начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги, находящаяся на втором месте рейтинга. Не снижается и актуальность вопроса о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общего имущества. Зафиксированный прирост относительно аналогичного периода 2020‑го года. В целом доля обращений, связанных с платой за так называемые «общедомовые нужды», составляет порядка 16% от общего количества обращений по вопросам начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
В блоке вопросов, находящихся на третьем месте рейтинга проблем, в сравниваемых периодах аккумулируются проблемы, связанные с управлением многоквартирными домами (МКД). Стоит отметить, что речь идёт не только об организациях, осуществляющих управление МКД. В прошедшем квартале текущего года увеличилась доля обращений, связанных с деятельностью советов МКД. Увеличение доли обращений по вопросам деятельности советов дома подтверждает правильность политики государства, направленной на развитие массовой просветительской деятельности, повышение роли активных собственников.
Примета нашего пандемийного времени – более востребованным стали электронные ресурсы, в том числе и ГИС ЖКХ, позволяющие, не нарушая режима изоляции, обратиться в выбранную организацию или орган власти. Наш региональный центр «ЖКХ-Контроль» проводил обучающие мероприятия в онлайн-форматах, чтобы познакомить граждан с работой ГИС ЖКХ, порядком поиска информации и требованиями, предъявляемыми к раскрытию информации к каждому из участников жилищно-коммунальных отношений.
Анализ обращений показывает заинтересованность граждан в обеспечении комфортных условий пребывания на придомовых территориях и общественных пространствах. Есть вопросы по определению состава общего имущества в МКД, по возможности его использования, и даже – по возврату из чужого незаконного владения.
Увеличение процента обращений с 3,6% в 3 квартале 2020 года до 4,8 в 3 квартале 2021 года по вопросам оказания услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами во многом свидетельствует о некачественной работе региональных операторов, игнорировании имеющихся проблем.
К сожалению, многие вопросы остаются неразрешёнными, они требуют более системного подхода и правового регулирования. Таким образом, остаётся актуальным вопрос о модернизации коммунальной инфраструктуры, необходимости пересмотра системы лицензирования управляющих организаций, направленной на исключение возможности передачи МКД от одной управляющей организации к другой, при наличии признаков предоставления фальсифицированных документов.
Подготовила
Елена СТРЕЛЬНИКОВА