ЧЕЛОВЕК СО ЗНАКОМ «ПЛЮС»

ЧЕЛОВЕК СО ЗНАКОМ «ПЛЮС»

памяти Василия Семёновича Пенькова

Сегодня Россия настойчиво, километр за километром, взяв во вдохновители и наставники целевой национальный проект, избавляется от одной из – притча во языцех – двух своих вечных бед. Строятся скоростные автобаны, становятся современными прежние – серые, примитивные – федеральные трассы, обретают межрегиональную надёжную автосвязь губернии, к тысячам малых городов и сёл тянутся асфальтовые руки-дороги, обещающие распахнутую в новую российскую жизнь дверь.
Бузулук, к слову, в 2021 году имеет общие, на всё про всё дорожное хозяйство, 203, 5 миллиона бюджетных рублей.
Василий Семёнович Пеньков – почётный дорожник РФ, умелый и бескомпромиссный командир созданного им же коллектива профессионалов, известного не только в западном Оренбуржье, удовлетворённо кивнул бы…
Если бы дожил до 3 апреля 2021‑го, своего 90‑летия…
…Семён Пеньков, его отец, в 1934 году отказался вступить в перевозинский колхоз и чудом сохранил от раскулачивания небольшое хозяйство, чтобы хоть на самые первые ноги поставить своих девятерых детей. А потом переехал в Бузулук: мечтал, чтобы каждый из «девятки» получил образование – по своему желанию и потенциалу.
Пятый из «девятки», Василий, сначала учился в гидромелиоративном техникуме – тогда страна была уверена, что только повсеместное орошение сделает наше сельское хозяйство лучшим в мире. На Орловщине реализовывал сталинский план преобразования природы – сооружал лесозащитные полосы вдоль железных дорог. Почти пять лет служил во Флоте. А когда демобилизовался, страна призвала молодёжь поднимать целину.
В Бузулук как раз из Астрахани перевели машинно-тракторные станции – №75 и №132, перед которыми ставилась задача обустроить дорогами целинный край. Василий представил: от города к городу, от села к селу ленты дорог послушно и безопасно ложатся под колёса грузовиков и автобусов с пассажирами. И – пошёл десятником в МДС-75.
Десять лет со ступеньки на ступеньку служебной лестницы поднимался В. С. Пеньков. И стал руководителем ДСУ-2, о котором вскоре заговорили в области.
О первой своей построенной дороге Василий Семёнович говорил, будто о ребёнке-первенце: улыбаясь, с бесконечной любовью. А ведь ничего особенного в ней не было: Бузулук – Соболево, 106 километров. Но связь между этими районами стала беспроблемной. Что важно, особенно в уборочную кампанию, когда автомобили с кузовами, полными свеженамолоченного зерна, спешили из колхозов и совхозов почти подказахстанских районов в Бузулук, на элеватор.
Потом – бесконечная череда направлений и километров в регионе: Бузулук – Бугуруслан, Сорочинск – Ташла, Абдулино – Пономарёвка, Новосергиевка – Шарлык. И – плотное шефство над проблемными участками федеральной трассы Оренбург – Самара. А сколько «переходов» через реки и овраги: мосты, водопропускные трубы…
Полвека отдал Василий Семёнович автотрассам («Они – памятник мне», – говорил). Главной дорогой в своей биографии считал трассу – объезд вокруг нашего города. Почти 37 километров, 3 путепровода, 5 мостов. Удобные развязки, улучшившаяся экология Бузулука, снижение потока машин на его улицах.
Конечно, не одно ДСУ-2 выполняло этот проект. Но генеральным подрядчиком было его, В. С. Пенькова, управление. Стало быть, он сам.
ДСУ-2 в те годы – самодостаточное во всех смыслах хозяйство: постоянно развивающаяся производственная база, социальный «пакет», которому могли бы позавидовать крупные современные компании. Главное же – искреннее убеждение: в центре любого дела – человек труда. Помнится, с каким уважением – и до каких подробностей! – рассказывал Василий Семёнович о каждом работнике на доске Почёта управления.
Дороги каждый день уводили В. С. Пенькова от Бузулука. И ДСУ-2 было, по сути, не местным – региональным предприятием. Но нужды города никогда не оставались для Василия Семёновича чужими: техника, люди, ремонт дорог – на всё мог располагать Бузулук, обратившись к В. С. Пенькову.
И город был благодарен: Василий Семёнович – его почётный гражданин.
Уйдя на пенсию, он дома не усидел. В. С. Пеньков возглавил городской Совет ветеранов – должность, на которой равнодушный человек не пробыл бы и дня. Ведь возраст приносит с собой не только опыт и мудрость, но, к сожалению, и нездоровье, бытовые неудобства, одиночество. С каждым ветераном – свои заботы и хлопоты. А ещё – постараться, чтоб молодёжь знала о любви к Родине не только из призывов и деклараций. Участники Великой Отечественной, её очевидцы – лучшие воспитатели патриотов.
Да и сам Василий Семёнович мог поведать о «буднях великих строек», которые на самом деле были великими – и по масштабу, и по энтузиазму тех, кто их поднимал. И о том, как важно в деле, которое выбрал, увидеть свою личную ответственность за задачу, решаемую страной. Он был глубоко убеждён: какие мы – такая и страна. Всё остальное – партии, властные вертикали-горизонтали, даже сам общественный строй – производные от того, какой знак – плюс или минус – у критической массы населения.
Он, В. С. Пеньков, был человеком с большим знаком плюс. Бузулук всегда будет помнить это…
Маина ВОРОБЬЁВА