Кадры решают

Кадры решают

Летние месяцы для школьного образования – это то самое время, которое определяет, каким ему быть, и не только в этом учебном году, но и в ближайшие десятилетия. Это потому, что именно в июле-августе определяется укомплектованность кадрами наших школ: завершив учебный год, отдельные педагоги меняют место работы, представители старшего поколения уходят на заслуженный отдых, после высших и средних профессиональных педагогических учебных заведений приходят молодые дипломированные специалисты. Так, «отняв» первых и «прибавив» вторых, к началу нового учебного года директора школ видят, насколько полными будут их педагогические коллективы.

Кадровый вопрос для школьного образования был, есть и, пожалуй, всегда будет оставаться одним из ключевых. При этом начальник отдела образования администрации Бузулукского района Станислав Статинов считает его одним из самых труднорешаемых.
– Сегодня в школах Бузулукского района мы ощущаем дефицит учителей иностранного языка, истории и обществознания, математики, на подходе учителя русского языка и литературы, – поясняет Станислав Викторович. – К сожалению, выпускники высших учебных заведений неохотно идут в педагоги. Труд учителя достаточно сложен. Очень много требований к нему сегодня предъявляет и государство, и общество. Не все оказываются готовы к этому, поэтому и не выбирают данную профессию. Хотя приток молодых специалистов у нас есть, но этого недостаточно, даже при том, что до начала учебного года время вроде бы есть.
Необходимо отметить, что непросто складывается ситуация не только с учителями, но и с руководителями образовательных учреждений. На момент подготовки материала две вакансии руководителей остаются открытыми: это заведующий детским садом в селе Верхняя Вязовка и директор Лисьеполянской школы. Сложно, в связи с невысокой оплатой и серьёзными к ним требованиями, стоит вопрос и с завучами.
Понятно, что руководство районного отдела образования отнюдь не «ждёт у моря погоды». Для решения проблемы кадров здесь предпринимаются, можно сказать, все возможные шаги. Поиском специалистов заняты и в отделе образования, и непосредственно директора школ. При этом используется и официальная система Центров занятости, и различные информационные ресурсы, в том числе и в сети «Интернет», и личные контакты.
Если говорить о программе «Земский учитель», в которой Бузулукский район в прошлом году активно принял участие, то на три выделенные тогда квоты было привлечено два учителя: математики – в Верхнюю Вязовку и иностранного языка – в Липовку. Прошёл год, и они продолжают свою работу, что реально подтверждает определённую эффективность этого механизма.
Третья вакансия – учителя математики в школу села Колтубанки тогда не была занята, но к решению этой проблемы подошли с другой стороны.
– Я был председателем выпускной экзаменационной комиссии БГТИ и среди выпускников увидел жительницу этого села, которая получила высшее образование как учитель начальных классов, – рассказывает Станислав Статинов. – Мы ей предложили пройти профессиональную переподготовку на учителя математики, теперь она имеет полное право быть участником программы. Таким образом, вакансия будет закрыта.
Этот случай показательный. Так и приходится нередко решать проблему в «ручном режиме».
В перспективе есть несколько вариантов выхода из ситуации, и в основном это сетевое взаимодействие между школами, имеющими педагогов, и теми, кто испытывает их нехватку.
– Варианты здесь различные, – разъясняет Станислав Викторович. – Связаны они как с подвозом детей, так и с выездом педагогов в другие образовательные учреждения. Третий вариант – это дистанционное обучение. Важно подчеркнуть, что оно будет осуществляться не из дома, а из школьного класса. На этот случай в новом учебном году уже будем предусматривать в штатном расписании должности тьюторов, которые будут находиться в классах вместе с детьми и обеспечивать связь посредством Интернета между педагогом и учениками.
Это, кстати, не фантастика или прожектёрство. В Бузулукском районе такой успешный опыт уже есть. В прошлом году в школе Елшанки Первой были проблемы с учителем русского языка и литературы, и одиннадцатиклассников на автобусе возили в Боровую среднюю школу. Результаты такого обучения достаточно высоки – 90 баллов и выше на Едином госэкзамене.
– Это всё реализовать довольно сложно, но выбора у нас на сегодняшний день нет, – резюмирует Станислав Статинов. – Быстрых денег в педагогике не заработаешь, поэтому молодёжь довольно тяжело идёт сюда, а имеющиеся кадры стареют. Смену надо готовить медленно, воспитывая её. Так, например, с 1 сентября в Оренбуржье начнёт активно реализовываться проект по созданию педагогических классов. Сейчас по области их менее 20, а будет почти 80. У нас в районе пока такие классы открыты не будут. Можно сказать, мы изучаем спрос.
Ещё одно направление – это системное увеличение заработной платы педагогических работников, хотя уже в этом направлении сделаны определённые шаги. Так, сегодня среднемесячная заработная плата учителя по Бузулукскому району превышает 34 тыс рублей. Примерно такова зарплата учителя первой категории на 1,5 ставки. При этом сохраняются доплаты молодым специалистам, а также действует программа по их поддержке, которая предусматривает среди прочего покупку для молодых педагогов одного жилья в год. Правда, практика показывает, что денежный фактор – это только часть проблемы. Больше людей беспокоит инфраструктура села, организация досуга, но одним из ключевых факторов является высокая ответственность. Ведь педагог отвечает и за себя, и за педагогический процесс и его результат, и за детей, и даже за родителей.
Сегодня главное – это изменение отношения общества к школе. Оно стало потребительским. Статус учителя поменялся, а кадры оказались к этому не готовы. Так что меняться предстоит всем.